Версия сайта для слабовидящих

Рекомендации музыкального руководителя

Опубликовано admin136 в чт, 27.11.2014

 

СЛУШАЕМ  МУЗЫКУ  ДОМА

музыкальный руководитель Вовк А.С.

13.04.2018

Особое значение в дошкольном возрасте имеет слушание детьми классической музыки. Уже с 2-3 лет в детском саду детям предлагаются серьёзные музыкальные произведения. И, как показывает опыт, малыши могут и хотят слушать настоящую музыку. Очень важно поддерживать интерес ребёнка к слушанию классической музыки и в семье.

Привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать её, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению - задача, требующая как от музыкального руководителя, так и от родителей, не только знаний и мастерства, но и внимания, уважения, особого доверия и любви к детям.

Доверяйте ребёнку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка -самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребёнок очень мал, но практика доказала: он слышит, слушает и хочет слушать.

Как правильно организовать слушание музыки? Источник звука -магнитофон - должен быть рядом, перед детьми. Во время звучания музыки никому не разрешается ходить по комнате. Взрослые должны быть заинтересованными, внимательными, доброжелательными. Их настроение тут же передаётся детям. Безразличные, скучающие, недовольные или строгие лица взрослых не создают доверительной и спокойной обстановки, необходимой при слушании музыки.

Если после прослушивания написанных специально для малышей песен и инструментальных пьес («Дождик», «Машина», «Зайка» и т.д.) с детьми желательно поговорить о музыке, то вести такие же беседы о классической музыке не рекомендуется. Следует только разумно поддержать отдельные высказывания малышей.

Малыши по-разному ведут себя, слушая музыку. Ошибочно полагать, что с самого начала они проявят большую заинтересованность. Но по мере приобретения опыта слушания дети проявляют всё большую готовность и заинтересованность.

Однако надо иметь в виду, что дети слушают музыку каждый раз по-разному: с большим или меньшим желанием и пониманием. Это зависит от ряда причин. Очень важно, как дети провели этот день в детском саду, какого их настроение, душевное или физическое состояние. Многое зависит и от настроя взрослого.

Произведения для слушания дома

В.Моцарт. Менуэт соль мажор, Рондо ре мажор

П.Чайковский. Танец маленьких лебедей

Ж.Рамо. Курица

С.Прокофьев. Песенка №4 ре мажор

М.Балакирев. Полька

П.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре мажор

Д.Шостакович. Вальс-шутка, Интермеццо, Мурзилка

Г.Свиридов. Музыкальный момент. Весна

И.С.Бах. Маленькая прелюдия №3 ре минор

С.Прокофьев. Марш фа мажор, Гавот

Памятка для родителей

1. Внимание ребёнка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-3 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

2. Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо, и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать так же и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

3. Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня (когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.

4. Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют в детском саду, знают по мультфильмам. Такие записи песен ребёнок может слушать и подпевать сидя, стоя, играя, рассматривая книги.

 

 

Значение музыки для развития детей с ЗПР

                                                                                                                                                                  Гуреева С.Ю. 01.07.2017

Игра является основной деятельностью дошкольник. Для детей с задержкой психического развития игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость, детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ЗПР.

В систему коррекционной работы с детьми ЗПР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

При выборе игр нужно руководствоваться рекомендациями программы коррекционно — развивающего обучения, индивидуальными особенностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развития коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок — игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решение задач коррекционного обучения — с другой , тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Дети наблюдают, имитируют ролевые движения, стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрактах.

Постепенно творческая активность детей возрастает им становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Дети наблюдают друг за другом, стараются все лучше играть роль. Так у детей развиваются мелодико — интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движение персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Большое значение придается оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. К оформлению игр можно привлекать родителей.

Итак, театрализованные игры — один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 

 

Готовимся к утренникам

 

музыкальный руководитель Гуреева С.Ю. 01.12.2016

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь.Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.  Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

 ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Учим слушать музыку

музыкальный руководитель Гуреева С.Ю. 20.06.2016

 

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыкасамый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

 

 

 

 

Поём песенки - потешки

музыкальный руководитель Вовк А.С.

10.02.2016

     Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым.
Уважаемые родители!

Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.
Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, какую музыку слушать

с детьми в прямом смысле с колыбели?
Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, классическая,

адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка,

стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только

положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.
Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки.

Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая

ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним.

Песенок - потешек очень много. Напевая песенку, выполняйте вместе все

движения, о которых идет речь в потешке.

 

«Водичка, водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Расти, коса, до пояса»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

 

© 2010 Your Name. m