Рекомендации учителя-логопеда

Опубликовано admin136 в чт, 27.11.2014

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

учитель-логопед Репях Е.И.

13.04.2018

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нерв­ной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окру­жающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разго­варивать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возмож­ности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательною областью, являясь ее частью. Может быть, развитие мотор­ной речи зависит от развития моторики в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Отмечено, что для ряда, детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы.  Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной коор­динации.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирова­ние палочками для еды, ложками, ножницами.

У игр пальцами есть и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как "вниз" и "вверх", а также понятиям числа и т.д. Они помогают развить чувство ритма, воображение,

Проведенные исследования я наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для опре­деления уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика /сделай вот, так показываем, как надо сделать/. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгиба­ются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдель­ных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

При исследовании двигательной функции руки ученые установили, что детям /после трех лет/ доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети /после пяти лет/ могут изобразить: ладонь, кулак, ребро.

Если ребенок затрудняется, то наблюдается нарушения.

В чем же заключается связь движения   пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев  рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавли­вает почву для последующего формирования речи.

Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

1. Предлагается повторить серию движений, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2         - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки вперед, 4 – обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону, 2 – обе руки на пояс, 3 – правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.

РЕЗУЛЬТАТ /для логопеда/. "Удовлетворительно" - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа. «Плохо» - результат достигнут с 4 и более раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.

2. Требуется повторить движения, отставая на одно.

РЕЗУЛЬТАТ. "Удовлетворительно" - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в «доведении» рук. «Плохо» - неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.

3. Повторять движения за исключением  одного, "запретного" /например, руки на плечи/.

РЕЗУЛЬТАТ. "Удовлетворительно" - "запрет" нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. «Плохо» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

Для проверки произвольного торможения движения ребенку даются задания отдельно для каждой руки, например:  правая рука: 1 - вверх, 2 - в сторону, 3 - вниз; левая pyкa 1 - вверх, 2,3 - вниз.

После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

РЕЗУЛЬТАТ. "Удовлетворительно" - одной рукой движения выполняются хорошо, второй - хуже. Допускаются остановки, отсутствует точность движений. Но в целом выполнение упражнения начинается и заканчивается одновременно обеими руками. "Плохо" - ребенок делает одно и тоже обеими руками либо выполняет по очереди: первое движение правой руки, первое движение левой руки и т.д.

Для обследования статической координации движения даются следующие задания.

1.Встать прямо. Носок одной ноги приставить к пятке другой ноги. Закрыть глаза. Стоять 10-15 секунд.

РЕЗУЛЬТАТ: «Удовлетворительно» - раскачивание, балансирование, рез­кие наклоны туловища. Однако ребенок не сходит с места. "Плохо" - невозможность устоять на месте, стремление открыть глаза /что сразу облегчает выполнение задания/.

2.Положение стоя на одной ноге. Вторая нога скрещена с первой сзади на уровне голени. Глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

РЕЗУЛЬТАТ, аналогичен первому.

Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.

Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 - руку опустить.

После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

РЕЗУЛЬТАТ: "Удовлетворительно" - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. "Плохо" - выполнение двумя руками одних и тех же движений.

Координация движений рук и ног исследуется в таких заданиях.

1. Маршировка: 1 - шаг правой ногой, 2 - хлопок, 3 - шаг левой ногой, 4 - хлопок.

РЕЗУЛЬТАТ: "Удовлетворительно" - напряжение, изменение темпа выпол­нения упражнения, асинхронность. "Плохо" - невозможность выполнения упражнения нале при многократном повторении инструкции.

2. Приседания. Стоя на носках, сделать шесть приседании подряд.

РЕЗУЛЬТАТ: "Плохо" – хотя бы одно касание пятками пола.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:

1. "Пальчики здороваются" - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

2."Играем на пианино" - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами, выпол­няется право-, левой и обеими руками.

Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно  без напряжения, менять положение рук.

Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак.

Сначала выпрямляются большой и указательным пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

"Гусь"- рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

"Коза-дереза"- пальцы тренируемой руки зажаты в кулак. Выпрям­ляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается из­вестной присказкой "Идет коза рогатая..."

Для автоматизации движений и развития внимания очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных действия. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соот­ветствует выполняемым движениям.

"Пальчики поздоровались"- кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение выполняется сначала одной рукой, а затем двумя. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцу разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг о друга.

Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:

Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

или:

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

"Человечек бежит"- указательный и средний пальцы "бегают " по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другом рукой, далее - двумя руками вместе.

"Цветок распустился"- пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках синхронно отводятся назад - цветок распустился. Это упражнение сопровождается загадкой о цветке, например, ромашке:

В поле сестрички стоят,                                          У каждой сестрички

Желтые глазки в него глядят.                                Белые реснички

"Зайчик—кольцо"- упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиций сначала отрабатываются одной рукой, затем другой, а далее обеими руками вместе.

"Ладонь-кулак"-руки опираются  на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и легко ударяет в ладонь другой руки.

Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются"- кончик большого пальца правой руки поо­чередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

"Человечек"- указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.

"Слоненок"- средник палец выставлен вперед /хобот/, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

"Корни деревьев"- кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опу­щены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок постигает хоро­шего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи /так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи/, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый - это работа с пальчиками; второй - это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вов­лекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька, увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики /изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками/. Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов /изобразить птичку/, кот испугался и убежал /изобразить кота/.

При хорошей фантазии родителей можно придумать и рассказать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Нужно доживаться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили радость.

Во втором блоке со стихотворным сопровождением буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы я кисть. Слепить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и "рисунок" был похож. Можно предложить также задания на "срисовывание" простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

"Вязание".На обеих руках приготовить большие  и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указатель­ным пальцем левой, второй пальчик - на весу. Затем указательным палец правом руки поставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, "вязать". Повторить упражнения левой рукой.

"Играем на балалайке».Между указательным и средним пальцем натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средними пальцами другой руки.

"Барабанщик".Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отсту­кивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем, кисть руки при этом неподвижна.

"Поймай рыбку".На столе две коробки, в одной  из которых лежат «рыбки» - мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой.

Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигурки: квадрат, треуголь­ник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженное, бабочка, аквариум, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, лесенка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик /см.Приложение/.

"Сделай также".У логопеда - набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка - палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточ­ку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же. /см. приложение/.

"Будь внимательным".Ребенок убирает руки за спину. Логопед дает коман­ду показать на каждой руке определенное количество пальцев, /например, "покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке - 4/. Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется сов­местно.

Нитяные узоры. Для работы нужны толстые тяжелые нитки либо тонкие ве­ревочки. Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задание на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек, /см.приложение/.

«Выгладим платочки для мамы и для дочки». Перед каждым ребенком скомканный листок бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое, пользуясь одной рукой. Развитию мелкой моторики рук  способствуют     также следующие занятия:

-       изготовление бус;

-       собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

-       работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

-       лепка;

-       аппликация;

-       обведение лекал с последующей их заштриховкой ;

-       игра с набором мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильно восприятия;

-       работа с дошкольными прописями.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они  очень просты, эмоциональны. Их можно  проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать  внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. /см. приложение/.

1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. «Очки». Соединить  в кольцо большой и  указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу,  поднести к глазам.

3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть  и положить сверху.

5. «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.

6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак.

7. «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать.

8. «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.

9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь.

10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.

11. «Крыша. Башня. Дом»   Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .

12 . «Магазин с прилавком». Положение  рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине.

13. «Покупатель и продавец». Положение то же,  но большие пальцы расположены по обе стороны «прилавка».

14. «Мостик».     Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.

15. «Кораблик»   Округленные ладони снизу плотно прижаты друг  к другу и слегка приоткрыты сверху.

16. «Ёлка».  Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.

17. «Солнечные лучи». Окрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены.

18. «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.

19. «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.

20. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть "ворота".

21. «Цепочка».  Большой  и указательный палец левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, средний – большой и т.д. Поменять положение паль­цев на  левой  руке и продолжить упражнение.

22. «Шарик». Пальцы каждой руки  соединить в щепотку и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальчики принимают  исходное положение.

23. «Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.

24. «Летит оса». Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.

25. «Зайчик и барабан». Поднять вверх указательный и средний палец, безымянным и мизинцем барабанить по большому.

26. «Собачка, лошадь».   Вытянуть вперед указательный палец, остальными перебирать по столу, "бежать".

27. «Всадник на лошади».   Положение пальцев то же. Указательным и сред­ним пальцы другой руки разведены, "посажаны" на указательный палец левой руки.

28. «Собака лает».  Ладонь расположить вертикально, на ребро. Большой  палец поднять вверх. Остальные соединить вместе. Мизинец  опускать и поднимать.

29. «Гусь». Поставит локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе с слегка округлить. Расположить их, а также большой палец как бы параллельно столу.

30. «Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

31. «Петушок». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы подняты вверх в полусогнутом положении один над другим.

32. «Улитка». Кулак правой руки прижат к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы разведены и выпрямлены вперед.

33. «Домик улитки». Положение правой руки то же, левая рука лежит на тыльной стороне правой.

34. «Кошка». Средний и безымянный пальцы соединить с большим,  указательный и мизинец поднять вверх.

35. «Мышка». Положение пальцев то же, но указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему безымянному.

36. «Крокодил». Ладонь лежит на столе. Указательный палец и мизинец согнуты и прижаты кончиками к среднему и безымянному пальцу.

37. «Полет птицы». Руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

38. «Малыш взбирается на дерево».  Локоть правой руки поставить на стол, два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

39. «Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

            Хорошим средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков» для детей 1,5 лет. Тренировка тонких движений пальцев рук, пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, т.е. таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.  

 

 

Что же делать летом?

учитель-логопед Мартиросян Э.С. 03.07.2017

 

За год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли больших успехов в речевом развитии!
                                      Впереди лето, время отпусков и отдыха!
Но это и прекрасное время для развития ваших детей. Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
      1.   Делайте артикуляционную гимнастику. Постучите язычком, как дятел, покажите птенчиков в гнезде, найдите грибок и покажите его  язычком, сдувайте пушинки с одуванчиков. Выполнение этих упражнений подготовит артикуляционный аппарат к появлению новых звуков или улучшит дикцию вашего ребенка. Разучите  скороговорку и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесет ее.
2. Развивайте мелкую моторику ребенка:
           - лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру
           - вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации
           - расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуруйте, завязывайте
             бантики
3. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).    Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.   
4. Развивайте фонематический слух:
            - «поймай» заданный звук среди других звуков;
            - назови слово на заданный звук;
            - раздели слово на  слоги, прохлопывая его
            - назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного
             звука в слове (в начале, середине, конце);
            - повтори за взрослым «слоговые дорожки», например:  са-су-сы;  то-та-тэ-ту; 
              ша-шу-ша-ши;  па-па-ба;  ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы  и т.д.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание.   
       5. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
        6.  В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.  Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.  На даче, на прогулке, в поездке  перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.   
         7.  Обязательно играйте!
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас,  могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.   

       Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните,  как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!

 

Как разговорить молчуна

учитель-логопед Репях Е.И. 01.12.2016

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!

Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными - уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

Что делать?

Общее правило - разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение - поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляетсяследить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лептупроизносить звуки или слова.

 

Леворукий ребенок

 

учитель-логопед Мартиросян Эльмира Сергевна 20.10.2016

 

"Переплетение пальцев рук"

 Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшейлевой.  

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук"- рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче  и точнее, то он левшаОднако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Мы рекомендуем использовать для определения ведущей руки систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед  ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание:"ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание:"ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание:"ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт).  Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание:  "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание:  "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек         (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание:  "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины.  Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный  и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания – составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание:"ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Праваярука

1.

+

 

 

2.

 

+

 

3.

 

 

+

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука".  Если одинаково использует  как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание:  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+"  в графу "Левая рука", если нет – в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание  - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно  для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

1.    Почистить обувь щёткой.

2.    Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.

3.    Намотать нитку на катушку.

4.    Перелить воду из одного сосуда в другой.

5.    Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").

6.    Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

7.    Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.

8.    Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.

9.    Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

10.  Продеть нитку в иголку.

11.  Стряхнуть с себя соринки, пыль.

12.  Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

13.  Достать бусинку ложкой из стакана.

14.  Позвонить в колокольчик.

15.  Закрыть, открыть застёжку-молнию.

16.  Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой  руками?

Нередко он начинает писать  и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и  "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

 

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

 

 

 

 

Работа с детьми логопатами

учитель-логопед Репях Елена Ивановна

10.11.2015

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал:предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

 

 

9. “Собери бусы”

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”

Цель игры:автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал:предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всемправилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал:предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

 

12. “Сложи снежинку”

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры:строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

 

«В музей вместе с ребенком»

воспитатель Камалиева А.И.

05.06.2015

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.

Одним из средств развития у дошкольника интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются отличные природоведческие музеи – Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в т. ч. и дошкольного.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Если не использовать их услуги, следует иметь в виду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее подумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые посещения - самые сильные и глубокие, поэтому очень важно тщательно подготовиться к первой экскурсии. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному. Нельзя торопить ребенка, пусть он повнимательнее посмотрит те экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза и раздумье малыша важнее слов. В развитие культуры художественного видения важна, прежде всего, пауза всматривания, созерцания, сопереживания, а затем уже увлекательный краткий рассказ об экспонате. При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.

Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно (захватив с собой носки) предложить ребенку поиграть с ними.

Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея.

В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.

Приобщать детей к музею можно начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему закрепить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, рисовании и т.д. Все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию. Они живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребенку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном. Рисунок хорошо показать воспитателю и детям в детском саду, а также поделиться своими впечатлениями с друзьями.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

 

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!Как помочь ребенку с нарушением внимания

 

учитель-логопед Репях Е.И. 

20.02.2015

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания .

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

- Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

- Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

-Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

- Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

 

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

 

 

© 2010 Your Name. m